О дебиторской задолженности

РЕГЛАМЕНТ

по взысканию просроченной задолженности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иных контрагентов

 

  1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок ведения предпретензионной, претензионно-исковой работы на предприятии, а также взаимодействие структурных подразделений в рамках осуществления этой работы в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентами (абонентами, покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками т.д.) своих обязательств перед государственным предприятием «Пинскводоканал».

1.2. Основной задачей претензионно-исковой работы является осуществление комплекса мер, направленных на защиту прав и законных интересов государственного предприятия «Пинскводоканал» правовыми средствами в рамках действующего законодательства Республики Беларусь.

1.3. Претензионно-исковая работа должна обеспечивать защиту, восстановление имущественных и неимущественных прав, а также охраняемых законом интересов государственного предприятия «Пинскводоканал».

Регламент действий  коммунального производственного унитарного предприятия «Пинскводоканал» разработан в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — ХПК), Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 №439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №439-З), Законом Республики Беларусь от 12.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №415З),  Законом Республики Беларусь от 18.07.2004 №305-3 «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее — Закон №305-3), Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» от 24.10.2016 №439-3 (далее — Закон №439-3), Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 №366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» (далее — Указ №366), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 №1737 «Об утверждении перечня документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей» (далее — постановление №1737), Правилами пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. №788 (далее – Постановление №788)  и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

 

  1. Основные принципы организации претензионной работы,

порядок ведения претензионной работы

 

2.1. Ежемесячный анализ просроченной задолженности по группам потребителей (по срокам образования задолженности). Особое внимание должно быть уделено контрагентам с просроченной задолженностью более 2 месяцев. Претензионный порядок установлен Приложением к ХПК.

 

Справочно: служба по юридической деятельности и учету кадров (далее – служба по ЮДиУК), цех контроля и учета расхода воды (далее ЦКиУРВ).

 

2.2. Подготовка претензионных писем возлагается на:

— службу по ЮДиУК (в части задолженности абонентов за услуги ВиК, прочей задолженности юридических лиц и ИП). Всю необходимую информацию для оформления претензионных писем через службу по ЮДиУК подает бухгалтерия.

2.3. До момента предоставления в службу по ЮДиУК документов по подготовке претензии дебитору (должнику) ЦКиУРВ, бухгалтерия, а также  структурные подразделения предприятия (цех водопровода, цех канализации, аварийно-диспетчерская служба, производственно-технический отдел и другие), выполнившие работы, принимают меры по работе с должниками, направленные на погашение должниками сумм долга. К таким мерам относятся:

  • телефонные напоминания должнику о погашении суммы долга;
  • письма-требования должнику, а также информационные письма в вышестоящие организации должника;
  • подготовка и подписание актов взаимной сверки расчетов с дебитором;
  • приостановление оказания услуг водоснабжения и (или) водоотведения (канализации) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим задолженность перед предприятием;
  • приостановка отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг до момента оплаты должником суммы задолженности;
  • взимание предварительной оплаты за выполненные работы, оказываемые услуги с дебиторов, которые ранее имели задолженность перед предприятием;
  • другие меры в соответствии с действующим законодательством.

2.4. Все структурные подразделения предприятия, оказывающие услуги, выполняющие работы, в своей деятельности обязаны предпринимать меры по недопущению образования или увеличения дебиторской задолженности. Так, исполнители (ответственные специалисты) структурных подразделений предприятия обязаны обратиться в бухгалтерию предприятия для получения сведений по дебиторам (должникам), имеющим просроченную задолженность (срок подготовки бухгалтерией информации об имеющейся просроченной задолженности (в разрезе должников) на 01 число текущего месяца – 15 число данного месяца).

2.5.Работа с должниками (по мерам, изложенным в п.2.3. Регламента), направленная на погашение ими сумм долга, проводится ответственными структурными подразделениями, начиная с момента возникновения просроченной дебиторской задолженности до подачи претензии службой по ЮДиУК (согласно п.2.6. Регламента) – в течение 60 календарных дней.

2.6. Документы, необходимые для предъявления претензии (в случае                  ее подготовки службой по ЮДиУК) должны быть переданы в службу по ЮДиУК бухгалтерией одновременно с докладной запиской от заинтересованных структурных подразделений предприятия о принятых мерах, указанных в п.2.3. настоящего Регламента.

 

  1. Организация работы по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке. Организация работы по взысканию дебиторской задолженности в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей.

 

3.1.Исходя из конкретной ситуации, действующих норм законодательства, службой по ЮДиУК принимается решение  о выборе способа проведения работы по принудительному взысканию суммы долга с конкретного дебитора: исковой порядок, в порядке приказного производства, в бесспорном порядке посредством совершения нотариальной надписи и др.

3.2. Все материалы по подготовке, рассмотрению и результатах судебных разбирательств, а также совершению исполнительных надписей обобщаются и хранятся в службе по ЮДиУК.

 

  1. Организация работы по возбуждению исполнительного производства для принудительного исполнения судебных решений и исполнительных надписей.

 

4.1. Организацию работы по возбуждению исполнительных производств для принудительного исполнения судебных решений и исполнительных надписей осуществляет служба по ЮДиУК.

4.2. После вынесения решения судебной инстанцией или совершения исполнительной надписи нотариальной конторой и вступления их в законную силу начальник службы по ЮДиУК или юрисконсульт докладной запиской дают указания бухгалтерии предприятия о помещении платежного требования в картотеку должника. Для совершения указанных действий в бухгалтерию предприятия предоставляется оригинал исполнительного документа, вступившего в законную силу.

4.3. Бухгалтерия предприятия в течение 5 (пяти) рабочих дней осуществляет выставление платежного требования в картотеку должника. По истечении установленных сроков нахождения платежного требования в картотеке должника бухгалтерия предприятия отзывает платежное требование и оригинал исполнительного документа из картотеки должника. Один экземпляр отозванного платежного требования и оригинал исполнительного документа предоставляются в службу по ЮДиУК для подготовки и направления заявления о возбуждении исполнительного производства.

4.4. После предоставления бухгалтерией предприятия отозванного                     из картотеки платежного требования и оригинала исполнительного документа служба по ЮДиУК готовит заявление о возбуждении исполнительного документа и предоставляет его на подпись руководителю предприятия. После подписания данного заявления руководителем предприятия служба по ЮДиУК осуществляет направление заявления о возбуждении исполнительного производства в органы принудительного исполнения.

 

  1. Организация работы по подготовке требований кредиторов к дебиторам находящимся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).

 

5.1. Организацию работы по подготовке и направлению требований кредиторов осуществляет служба по ЮДиУК.

5.2. Предоставление сведений в службу по ЮДиУК об инициировании процедуры призвания дебитора экономически несостоятельным (банкротом) осуществляется ЦКиУРВ, бухгалтерией.

5.3. ЦКиУРВ, цех канализации, цех водопровода, АДС, ПТО, бухгалтерия предприятия для подготовки в установленном порядке Требования кредитора предоставляют в службу по ЮДиУК сведения согласно Закону Республики Беларусь от 12.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». В случае наличия недостатков в указанных документах либо не предоставления каких-либо документов, имеющих важное значение для подготовки требования кредитора, начальник службы по ЮДиУК или юрисконсульт могут давать устные или письменные указания ЦКиУРВ, цеху канализации, цеху водопровода, АДС, ПТО, бухгалтерии для доработки таких документов и повторного предоставления их в службу по ЮДиУК.

5.4. Служба по ЮДиУК после получения всех необходимых документов от структурных подразделений готовит Требование кредитора и предоставляет его на подпись директору государственного предприятия «Пинскводоканал». После подписания данных документов служба по ЮДиУК направляет данные документы в адрес ликвидатора (управляющего в деле по банкротству) для включения Требования в реестр кредиторов.

 

  1. Порядок приостановления и возобновления предоставления коммунальных услуг (отключения от услуг водоснабжения и водоотведения) Абонентов.

 

6.1. Прекращение или ограничение отпуска питьевой воды и приема (сброса) сточных вод производится в порядке, установленном Постановлением №788, а также порядке, предусмотренном договором.

Государственное предприятие «Пинскводоканал» имеет право, письменно уведомив не позднее чем за три дня абонента, ограничить или прекратить полностью подачу ему питьевой воды и (или) отведение сточных вод в случае невыполнения абонентом обязательств по оплате потребленных услуг водоснабжения, водоотведения (канализации).

6.2. Бухгалтерией ежемесячно в ЦКиУРВ предоставляются списки абонентов, неоплачиваемых услуги водоснабжения и водоотведения.

ЦКиУРВ, по согласованию с руководством, подготавливает письменные уведомления для абонентов, имеющих просроченную задолженность за услуги водоотведения и водоснабжения. Письменное уведомление направляется абонентам заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается абоненту под роспись. Письменное уведомление должно содержать сведения о сроках и причине ограничения отпуска питьевой воды и приема (сброса) сточных вод или отключения от централизованных систем водоснабжения, водоотведения (канализации).

6.3. В случае непогашения задолженности ЦКиУРВ производится отключение  абонентов от услуг водоснабжения и водоотведения в сроки, указанные в уведомлении.

6.4. Возобновление коммунальных услуг производится после погашения имеющейся задолженности в полном объеме, а также затрат, связанных с приостановлением и возобновлением коммунальных услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления денежных средств на счет предприятия.